Дворцовая площадь — величественный архитектурный ансамбль строился на протяжении нескольких десятилетий. Ансамбль расположился на 8-ми гектарах площади.

В центре площади величественно возвышается Александровская колонна (Александрийский столп). Она олицетворяет собой не только площадь, но и город. Северной границей площади служит фасад Зимнего дворца, а точнее одна из его построек. С юга Триумфальная арка в ансамбле Главного штаба. Здесь же и Штаб Гвардейского корпуса.

До 1766 года Адмиралтейский луг служил для корректировки огня пушек в случае нападения противника с суши. Это был так называемый гласис. Равное пустое пространство хорошо просматривалось, и противник мог быть уничтожен огнем одних только орудий. Пеший воин не смог бы добраться до стен дворцов и крепостей под огнем артиллерии. Город продолжал строиться и расширяться, и появилась необходимость в красивой площади перед Зимним дворцом. Назвали площадь по названию главного и наибольшего здания – Дворцовая площадь.

Адмиралтейский луг использовали жители для мирных целей. Здесь можно было увидеть торговые ряды и сложенный строительный материал. Устраивали на лугу и потешные гуляния для господ, устанавливали Карусель для потехи царя и его приближенных. Ставили потешные павильоны, в которых на праздники жарились на вертеле целые туши животных, а затем раздавались простому люду городскому. Яства сопровождались дармовым питьем, точнее наливали вино всем, кто пожелает.

Когда Растрелли строил пятое здание Зимнего дворца, Адмиралтейский луг превращен был в строительную площадку. После возведения с юга ансамбля из трех домов, которые расположились амфитеатром, на площади начался парад караулов, и проводились различные торжественные мероприятия.

Великий зодчий К. Росси начал перестройку площади в 1819 году. Вместо амфитеатра разрозненных домов, он спроектировал и построил грандиозное полукруглое здание, замкнув таким образом ансамбль зданий вокруг площади. Через десять лет возводятся стены Главного штаба. Акцент в здании делается на величественную Триумфальную арку, которая связывает воедино два крыла штаба.

Классическая колоннада штаба сочетается с колоннами Зимнего дворца и создает настроение гармонии и единства обрамления Дворцовой площади. Протяженность фасада Главного штаба 580 метров. Это рекорд в построении каменных зданий. Арка возвышается на 36 метров и украшает собой не только стены прилегающего к ней штаба, но и всю территорию вокруг. Шедевром художественного искусства является колесница Славы, венчающая Триумфальную арку.

Весь декор арки – это гимн доблести и славе. Элементы декора состоят из изображений предметов, которые получают победители. Венки и боевые трофеи создают гармоничный рисунок, в котором размещены ядра, несущие на себе богинь славы с пальмовыми ветвями в протянутых руках. С противоположной от площади стороны, античные герои несут караул и приветствуют входящих лавровыми венками.

Росси посвятил парадный вход на площадь победе над французами в 1812 году. Это творение передает величие и торжество русского оружия. Триумф победы российских войск.

Этой же теме победы над войсками Наполеона, посвятили и Александровскую колонну. Она названа в честь государя российского, победившего армию Бонапарта. Колонну изготовили из цельного монолита розового гранита. И в 1834 году колонна была воздвигнута в центре Дворцовой площади. Высота монумента 47,5 метров. Венчает колонну ангел, прижавший крестом к земле символ зла – змею. Так автор символически выразил победу добра над злом. Внизу надпись, в которой выражена благодарность русского народа царю Александру I за победу.

Штаб Гвардейского корпуса замыкает архитектурный ансамбль вокруг Дворцовой площади. Это здание было возведено зодчим А. Брюлловым, старшим братом знаменитого художника. Строительство штаба завершили в 1843 году. Этот год можно считать годом окончания строительства Дворцовой площади. В продолжение темы колоннады, фасад штаба имеет 20 колон в центральной части.

Возглавляет величественный архитектурный ансамбль площади Зимний дворец. Весь ансамбль зданий подчеркивает величие государевой резиденции.

В конце ХХ века обновили саму площадь, покрыв ее сеткой из плит розового и серого гранита.