Адрес Эрмитажа: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Часы работы: Вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье: 10.30-18.00, среда — 10.30-21.00
Музей закрыт: по понедельникам, 1 января, 9 мая

Эрмитаж в Санкт-Петербурге называют музеем-дворцом. В нём находятся бесценные экспонаты искусства, но и сам интерьер его залов хранит необыкновенную красоту минувших столетий России. Роскошь его дворцов, их архитектура вызывают у всех посетителей ощущение вхождения в истинный храм искусств. Слава Эрмитажа известна на весь мир – в год музей посещают более 3 000 000 человек. Такие данные даёт сухая статистика.

Эрмитаж начинал с коллекций, которые приобрела Екатерина Великая. Рождением музея принято считать 1764 год, когда в русскую казну поступили 225 картин немецкого купца Гоцковского. Данные полотна голландцев и фламандцев Гоцковский собирал для короля Пруссии, однако коллекцией пришлось пожертвовать в расчётах с долгами России. Екатерина была необычайно довольна её приобретением — уникальная коллекция картин позволила императрице продемонстрировать всей Европе своё могущество и успех внешней политики Российского государства.

После подобного приоретения императрица дала распоряжение послам и доверенным лицам приобретать все лучшие картины и коллекции искусства, появляющиеся в Европе. Д. Голицин приобретает для Эрмитажа работу Рембранта «Возвращение блудного сына». После этого Голицин начинает считаться значительным подвижником в создании Эрмитажа. Именно по настоянию Голицина императрица выкупает библиотеку Д. Дидро, которая хранилась в его доме до самой кончины хозяина, а великий Дидро получил должность от Екатерины хранителем библиотеки и получал за работу определённое жалование. Подобными действиями Екатерина Великая создаёт себе репутацию самой просвещённой монархини, которая заботится о судьбе деятелей искусств.

В благодарность Д. Дидро активно способствует, чтобы Екатерина получила лучшие собрания и коллекции. Кроме картин императрицей были приобретены графические и скульптурные собрания и работа Микеланджело «Скорчившийся мальчик». Одна из английских коллекций позволила императрице получить античные статуи и бюсты вместе с данной картиной великого художника. В тоже время Екатерина вводит в практику заказы и крупным мастерам. Императрица стала самым крупным коллекционером своей эпохи, а к её кончине Эрмитаж насчитывал более 4 000 различных полотен.

После Екатерины Великой первый этап развития Эрмитажа закончился и начался новый. Интересен тот факт, что однажды императрица получила от аферистов даже копии картин в 1779 году. Ещё одна коллекция, которую приобрёл Д. Голицин в 1771 году, почила на дне во время кораблекрушения корабля, который её перевозил.

Во время правления Александра I в Эрмитаж приобретаются собрания и отдельные экспонаты. В XIX веке музей собирает картины русских живописцев, задумывается создание Русского музея на территории Михайловского дворца. В Эрмитаже формируется уникальная коллекция различных археологических раскопок, собрание российских коллекционеров, которые они приносят в дар музею.

После революции Эрмитаж обогащается частными национальными коллекциями из дворцов Шереметьева, Шувалова, Строганова, Юсупова. Во время Великой Отечественной войны фонды Эрмитажа эвакуировались в третий раз. Самая первая эвакуация осуществлялась в 1812 году. Значение всех экспонатов и коллекций музея огромно. За время всех войн не было утрачено ни одной ценности. Однако советская власть продала в 1929-34 годах 48 шедевров, чем нанесла непоправимый урон Эрмитажу. Также за время Великой Отечественной войны очень пострадало само здание Эрмитажа, но в ноябре 1945 года абсолютно все эвакуированные коллекции вернулись в музей, а для посетителей было отреставрировано 69 залов Эрмитажа.

Коллекции Эрмитажа пополняются уникальными экспонатами до сих пор. Для обширных фондов музея в конце ХХ века власти передают музею два здания – Меншиковский дворец в 1981 году и в 1999 году часть Генерального Штаба на Дворцовой площади. Уже в начале нового столетия – в 2001 году Эрмитаж обладает коллекцией в 35 000 экспонатов и предметов фарфорового завода музея Ломоносова. В 2003 году проводятся постоянно отдельные выставки в Старой деревне в оборудованных для мероприятий павильонах. Пересмотреть абсолютно все коллекции Эрмитажа — не простое дело – просмотр каждого предмета или экспоната занимает несколько минут, поэтому для этого понадобится немало времени.