Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, 39
Тел: 314-95-55. Автоинформатор 310-65-14
Сайт: www.anichkov.ru. Аничков дворец на Википедии.

Аничков дворец удивляет своим достаточно странным расположением: выходит он на Невский, однако прохожим виден не его фасад, как это должно было быть в норме, а боковая стенка. Причина в том, что три века назад Невская «першпектива» не являлась центральной улицей Санкт-Петербурга: тогда большее значение имели реки – к ним и обращали фасады зданий. Именно этим принципом и руководствовались архитекторы, которые возводили Аничков дворец – Фонтанка расположена прямо напротив его центрального входа.

Возведение здания было начато Земцовым, продолжил его ученик Земцова – архитектор Дмитриев, а завершение строительства проходило под руководством Растрелли. Этот дворец является одним из первых в Северной столице строений в стиле барокко. Он был возведен в три этажа, оба его флигеля были украшены луковицеподобными куполами, под одним из которых была обустроена небольшая церквушка. Напротив главного фасада, который выходил на Фонтанку, проложили маленький канал, а прямо перед малым фасадом обустроен просторный уютный сквер.

Аничков дворец принадлежал многим людям: одним из первых его владельцем стал Разумовский, граф, известный как фаворит императрицы Екатерины II. После этого его передали князю Потемкину, он и распорядился переделать внешний вид фасадов. Архитектором Старовым были заменены круглые купола на плоские, основной фасад получает форму треугольника. Правда, и в этом облике строение простояло не долгое время: в начале девятнадцатого столетия туда переносят торговый ряд, одновременно архитектор Кваренги проводит строительство двух пристроек открытого типа, украшенных рядом колонн и изящными арками. Через некоторое время Аничков дворец занимает Кабинет его высочества – именно в его распоряжении и ведомстве было имущество монаршего двора.

Изменения происходили не только внешние, но и внутренние. Руска – еще один архитектор, инициировал отделку внутреннего убранства в классическом стиле, в просторных залах были возведены в ионическом стиле. Такие залы этого дворца, как Желтоколонный и Белый, удалось сохранить в оригинальном виде до сегодняшних дней.

Немногим позже обустройством Аничкова дворца занялся и известнейший в то время архитектор Росси. Под его руководством к зданию был пристроен Сервизный корпус, а в саду, который примыкал к главному здания, были возведены 2 павильона. Территория сада, обнесенного забором по указанию Росси, очень уменьшилась. Росси также была перепланирована церковь этого удивительного дворца, ее украсил новый иконостас. Примечательно, что стены домовой церкви были расписаны такими художниками, как Торричелли и Медичи. Итак, обновленный Аничков дворец переходит во владение русского князя Николая Павловича, который вскоре станет императором Николаем I.

В качестве монаршего поместья Аничков дворец использовали до самого конца позапрошлого столетия. Это красивейшее здание часто посещал император Александр, ведь ему не особо по душе был Зимний дворец, поэтому большую часть своего времени он находился в Аничковом. Именно при Александре была проведена еще одна повторная планировка интерьера, которую поручили архитектору Месмахеру. Причиной ее проведения стала необходимость размещения во дворце коллекции картин императора. После кончины монарха в Аничковом дворце на протяжении некоторого времени проживала Мария Федоровна, супруга императора.

После революционных событий Аничков дворец становится музеем, посвященным истории старого Петербурга, а через 15 лет он превращается в Дворец пионеров: проводится ремонт, который уничтожает почти всю старую отделку, помещение церкви обустраивают под кинозал.

В девяностых Аничков дворец становится Дворцом творчества юных, однако цель его осталась та же – досуг и интересное времяпровождение детей.