Адмиралтейство зимой, Санкт-ПетербургПетр I целую неделю проплавал с Меншиковым в лодке по бухтам в дельте Невы. Они искали удобное место для строительства верфи. Санкт-Петербург был задуман как город-крепость. Государству нужен был флот, который необходимо строить. Для этой цели царь и задумал строительство Адмиралтейства. И теперь надо было выбрать хорошее место под строительство.

Стратегически удобным оказалось сужение реки. В таком месте береговая охрана могла обстреливать корабли противника прямой наводкой, не подпуская их к крепости. Так между островами Васильевский и Заячья губа началось строительство первой верфи. В 1706 году, буквально за год, завершилось строительство первого здания Адмиралтейства, и был спущен первый корабль. Первенец был плоскодонным, типа прам. Корабль мог совершать маневры и вести бой на мелководье и в непосредственной близости от крепостных сооружений.

Первыми зданиями Адмиралтейства были мазанки – дома из самана, обмазанные глиной. Они стояли буквой «П», открытой стороной в сторону берега реки. В самих зданиях размещалась контора и все необходимые мастерские, включая кузню. Петр I был специалистом в вопросах фортификации и укрепительных сооружений. Поэтому он сам принимал непосредственное участие в разработке проекта Адмиралтейства. Строение получилось удобным и в то же время недоступным для неприятеля. Царь сам принимал участие в строительстве кораблей и работал не меньше других работников. И ему выплачивали даже жалование мастера. Одних только линейных кораблей было построено 23, с участием Петра I. Всего самодержец российский участвовал в строительстве более двух с половиной сотен судов.

Адмиралтейство выполняло и другие функции. Прежде всего, пограничные и сторожевые. Все проходящие мимо суда заносились в специальный журнал. В нем, кроме названия, указывали характеристику судна, его водоизмещение. Заносили в журнал данные о грузе и имя проводившего по реке корабль шкипера. Первенство быть увенчанным шпилем, здание Адмиралтейства уступило Петропавловскому собору. До постройки Питера, шпилями украшали здания только в Европе, в самых развитых странах. Россия не шпилевала свои сооружения. Теперь царь-мастер принес достижения европейских зодчих в архитектуру строящегося города.

Изображение адмиралтейского шпиля, с его неизменным трехмачтовым корабликом на верху, и сейчас служит визитной картой морской державы и города на Неве. Кораблик — флюгер, показывающий направление ветра. Под ним позолоченный шар, установленный Германом ванн Боле, в котором хранятся эталоны золотых монет всего периода существования Санкт-Петербурга. Секрет правильного поворота половинок позолоченного «яблока» утерян и, открыть, его нельзя.

Существует предание, что прообразом кораблика на шпиле, послужил военный русский корабль, носивший имя «Орел». Этот корабль был построен в 1668 году при смирном правителе Алексее Михайловиче. «Орел» имел небольшое водоизмещение и совершил только одно плавание. Он поднялся по Волге до Астрахани, и там был сожжен бунтарями Степана Разина. Трехпарусник на шпиле прожил уже более трех столетий. Вес флюгера превышает 60 килограмм. Позолота на кораблике весит два килограмма.

Вот уже не одно столетие в Санкт-Петербурге в полдень звучит выстрел пушки. До создания электричества, полуденный выстрел из пушки производили с Адмиралтейства. И только когда появилась возможность передачи точного сигнала времени по проводам, пушку перевезли в Петропавлоскую крепость и поместили на Нарышкином бастионе. Начиная с 1873 года, точное время с Пулковской обсерватории передают к месту расположения пушки с помощью электрических проводов.

Сильное наводнение 1777 года унесло немало жизней, особенно бедных людей с Васильевского острова. В течении столетия в штате служащих Адмиралтейства была служба наблюдения за уровнем воды. Они оповещали жителей города об опасности, как только вода начинала сильно подниматься. Под шпилем размещен колокол, который звонил, предупреждая об опасности.

На протяжении всего времени, с момента первых построек, менялось строение самого Адмиралтейства. С глиняного — оно стало каменным и постоянно расширялось. Изменялись и его функции. Сначала корабли стали строить на другой верфи. Затем отпала необходимость и в крепости. Теперь этот величественный монумент исполняет важную функцию хранителя истории и архитектурного памятника.

Планируя строительство домов и крепости, Петр I спроектировал Адмиралтейский шпиль, как ось главных улиц. Именно к шпилю ведут центральные улицы города. Если вы станете на Гороховой улице или Вознесенского, то вы увидите шпиль. Невский проспект тоже имеет своим центром шпиль. Величественный фасад , который имеет протяженность более 400-т метров важно несет в небо «Адмиралтейскую иглу» высотой 72 метра. Адмиралтейство является частью архитектурного комплекса Дворцовой площади. Оно уникально и великолепно.

 

Адрес Адмиралтейства: Санкт-Петербург, Адмиралтейская наб., 2, 16, Адмиралтейский пр., 1

Архитекторы Адмиралтейства: Пётр I (первые чертежи, 5 ноября 1704 год), И. К. Коробов (башня и шпиль, фигурка кораблика, 30-е года XVIII века), А. Д. Захаров (наружные фасады, начало XIX века)
Главное адмиралтейство на Википедии

Адмиралтейство на карте Петербурга

Адмиралтейство отнесено объектам культурного наследия РФ

Достопримечательности Санкт-Петербурга